Когда конкретно наносить контур зависит исключительно от собственных пристрастий: можно до акварели, а можно после. Я пробовала по разному и мне больше  нравится дополнять рисунок в конце, комбинируя его с карандашом. Вообще черный контур в рисунке очень долго был для меня палочкой-выручалочкой, когда рисунок получался недостаточно четким и похожие по тону области «слипались» вместе.

Инструменты.

Линер — он должен быть перманентный. Можно махнуть на эти тонкости рукой и купить обычный, но первое же попадание воды даст разводы. Я уж молчу про то, что рисовать акварелью поверх фломастера точно не получится. Поэтому я просто покупаю перманентный и ни в чем себе не отказываю. Вполне подойдет фаберовский, 0.1

Тушь — тоже не смываемая водой. Очень хорошая у Winsor & Newton. Но случайно купленная кохиноровская оказалась для моих целей не хуже (а стоит в разы дешевле). Кстати тушь бывает разноцветная, а контур может быть, к примеру, коричневый.

Собираясь рисовать тушью обязательно стелю специальную клеенку и как-то фиксирую баночку. Почему-то именно тушь очень легко задеть рукой и широким жестом облить весь стол.

Держатель для перьев и сами перья — так и не поняла как выбрать хорошее перо (и какое мне конкретно нужно), поэтому однажды купила много разных и попробовала. Что-то не рисовало совсем, а что-то осталось как рабочий инструмент. К сожалению тушь на пере быстро заканчивается, надо не забывать вовремя макать его в баночку. Излишки вытираю о край или делаю несколько пробных штрихов на черновике. После работы перья надо помыть и протереть.

Кисть — колонок, 1.5  У нее совсем другой штрих, отличающийся от пера, получается более мягко, плавно, с выраженной толщиной. Кисть не забывать споласкивать, в процессе вытирать о салфетку, а в конце обязательно помыть. Можно взять кисточку тоньше, но почему-то у единиц и нулевок держатель делается толще пучка (мне попадались только такой конструкции). Если макнуть неаккуратно в тушь, на нем образуются капельки, которые могут внезапно стечь на бумагу. После мытья в воде, кстати, тоже. Мне лень следить еще и за этим, поэтому выбираю, что попроще.

Салфетка — лучше сразу несколько. Пригодится протереть перья, кисть, снять излишки туши и вытереть испачканные пальцы.

После попадания туши в воду, вода становится сероватой и для акварели не годится. Поэтому либо мы делаем контур сначала и меняем воду, либо делаем в конце — тут менять уже не обязательно.

IMG_1277-s.jpg

Для чистоты эксперимента я нарисовала один и тот же рисунок разными способами. Уверенный штрих ко мне приходит после нескольких пробных рисунков на черновике, поэтому сначала «разрисовываюсь» на клочке бумаги. А начав рисовать первые штрихи делаю в таком месте, где сложно сразу все испортить.

Штрихи:

Линер не дает разницы в толщине (но самый простой в использовании). Кисть дает самый разнообразный штрих, перо примерно в середине между ними.

IMG_1329-s.jpg Линер. Сначала контур, потом акварель. Как видите ничего не размазывается.

Правда контур мне нравится больше конечного результата.

IMG_1297-2s.jpg Тушь+кисть.

Кисть дает плавные линии разной толщины.

IMG_1297-3s.jpg Тушь+перо.

Мое любимое сочетание. Перо можно поворачивать боком или рисовать плоско — штрих будет разный.

IMG_1297-s.jpg

Как видите ничего сложного здесь нет. Просто хорошие инструменты и немного практики.

И море аккуратности: мне иногда кажется, что тушь — это существо, которое стремится вырваться наружу и обляпать все вокруг, стоит только ослабить бдительность.