Вопрос автоправ назрел давно. До сих пор я справлялась с помощью велосипеда. Ребенок отлично освоил езду в велокресле и мы исколесили весь город.

Но тут ребенок как-то незаметно кресло перерос: уже и вес на пределе и ноги длиннющие свисают. Да и местной зимой, когда холодно, а за шиворот льет дождь, ездить как-то неприятно. Пробовали освоить общественный транспорт и тут выяснилось, что живем в каком-то медвежьем углу. Доехать можно, но долго, неудобно и дорого. А в довершение всего с сентября у нашей первоклашки должны были начаться уроки русского языка и ездить на них аж в другой город. Вот хочешь - не хочешь, а намеки Вселенная делает умеет.

Если человек живет в Германии меньше двух лет и у него есть действующие права, он может обменять их на немецкие по укороченной программе. Это означает теоретический экзамен и столько часов вождения, сколько нужно для подготовки лично тебе. Минимальной границы тут нет. Именно так сдавал Андрей. Но я на эту программу не попала по времени и погрузилась в процесс по полной программе.

Теория.
Для начала мне надо было оформиться и отходить 14 занятий по теории. Занятия идут по кругу без перерыва, два раза в неделю, естественно на немецком языке. Не важно какие темы ты посещала, можно вливаться в любой момент, главное, что бы в сумме было 14. Хоть на одно и тоже ходи :) В отличии от России можно совмещать с практикой, но я не стала усугублять.
Вообще, должна сказать, у нас были очень классные лекторы, оба работают инструкторами. Они очень детально и наглядно объясняли все нюансы.

Теоретический экзамен можно сдавать на разных языках, в том числе на русском (как сделал Андрей). Тут я подумала, что немножко по-немецки могу и пожалуй сдам теорию на нем же (как натуральная немка, ага). Размышляла примерно так: мне потом с инструктором ездить и экзамен сдавать, вот лексику и наработаю.
Я, конечно, догадывалась, что устраиваю себе приключение, но масштабы оценила, когда взялась за билеты. Я их открыла… и закрыла. Ничего не понятно. Но давать задний ход было поздно, так что взяла словарь, ручку, бумагу и села переводить. В итоге я продралась через все 1100 вопросов, но это стоило мне уйму времени.

Для тренировки у меня было бесплатное адаковское приложение и учебник. Учебник очень понравился, разжевывает все! Внутри qr-коды, ведущие к примерам с видео. Правда не все срабатывают, так что полноценной заменой родного приложения его считать нельзя.


Я целыми днями гоняла вопросы, но было очевидно, что пока учишь вторую половину, забываешь первую. И даже если я выучу все-все-все никто не отменял нервы во время сдачи. Поэтому старалась получить в программе максимально высокий процент, что бы быть уверенной, что даже при самом плохом раскладе моих знаний будет достаточно. А в конце просто гоняла себя по сложным вопросам, за которые дается максимум штрафных баллов.

(процент вверху - сколько вопросов было отвечено правильно два раза подряд)

Теоретический экзамен
В общем как в воду смотрела. В день экзамена немного приболела, не выспалась, очень нервничала и конечно наделала ошибок. Но в итоге сдала.
Что мне понравилось: никто не пытается сбить тебя в процессе с толку или запутать. Сдаешь на компьютере, в ответы тыкаешь мышкой, никаких волшебных клавиш на клавиатуре. Картинки в компьютере точно такие же как в приложении, оформление программы - аналогичное. Тебе дают время все прочитать, подумать, отметить и передумать. Главное уложиться в общее время (но его, прямо скажем, очень много. Если регулярно гонять себя по вопросам, то хватит еще чайку попить). Есть даже маленький гид, который показывает как работать с программой, где вопрос, где ответы и так далее. Возможно мне просто повезло, но все сотрудники с которыми я общалась были предельно вежливы и очень дружелюбны. Каждый понимает как люди нервничают и никто не подливает масла в огонь.

Практика
Выше я писала, что практику можно проходить параллельно с теорией. Я решила не мешать все в кучу т.к. в это же время у нас случился переезд. Подготовка, перевозка с освоением на новом месте съели массу сил.
По закону есть обязательные 12 часов вождения, а дальше уже инструктор решает допускать ли до экзамена.
Я надеялась, что мой опыт вождения мне поможет, но увы. Если подумать, то и опыта было с гулькин нос. Десять лет назад я сдала на права и откаталась потом на автомате месяца 3. К тому же вопрос был не в том, что бы просто трогаться с места и поворачивать на нужной скорости. Нужно было ездить в другой стране с другими нюансами - сложные переплетения маленький улиц и в тоже время повышенная безопасность самой езды. Одни выпрыгивающие из кустов велосипедисты чего стоят. Вы даже не представляете как у меня теперь крутится голова при поворотах, чисто сова. Потому что посмотреть надо везде и быстро :))
Нужно было ездить с немецким инструктором и понимать что он мне объясняет. А он реально может объяснять какой-то сложный момент в то время когда ты продолжаешь смотреть по сторонам и вести машину. Временами у меня просто мозг вскипал.
Нужно было сдать экзамен! Не каждый, кто ездит сейчас по дорогам, сможет легко сдать экзамен, сейчас я это особенно отчетливо вижу! Некоторые люди ездят совершенно дико. Много людей пропускает всякие мелочи вроде мигания при съезде с кругового движения
И даже если оставить в покое экзамен: в итоге нужно будет ездить с ребенком и виртуозно концентрироваться на дороге. Ведь дети мастера по Общению в Не Самый Подходящий Момент.

К слову про инструктора: мне невероятно повезло. У меня был очень спокойный инструктор, объясняющий все-все-все. Он же был одним из лекторов на теории и инструктором Андрея. Если во время езды я где-то косячила (или просила что-то объяснить еще раз), мы обязательно обсуждали проблему, проезжали это место еще раз и на следующее занятие проверяли как все усвоилось. Потом, почитав комментарии в фбешной группе я начала понимать, что многим достается невнятный дядька, который еще и орет. Или сидит тихо, но ни фига не объясняет.

На первом уроке вождения мне выдали вот такую маленькую книжечку.

Внутри очень понятно и дружелюбно рассказывается как проходит экзамен. Даются советы в картинках как парковаться. Отдельно раздел про теоретические вопросы. И чек лист: что бы отмечать, что уже освоили. При этом, я заметила, сначала ставится штрих и только когда ситуация усвоена - второй. Штука очень удобна, если занимаешься не четыре дня в неделю, а, скажем, раз в неделю как я.


Специально что бы проверить боевую готовность одно занятие было посвящено пробному экзамену. Я не сделала ни одной фатальной ошибки (разве что по-мелочи). Так что можно было уже назначать дату экзамена.

Практический экзамен
Ну вот я добралась до самого финала который, признаю честно, ждала с ужасом. Инструктор заранее попросил меня не волноваться, ездить ровно так же как на занятиях. Еще раз напомнил, что у экзаменатора нет задачи подловить меня на ошибке. Он просто смотрит могу ли я в принципе безопасно ездить и соблюдаю ли правила. Смотрю ли по зеркалам и в слепую зону при повороте, даю ли дорогу другим при их преимуществе, как перестраиваюсь и поворачиваю. Нужно просто быть внимательной и слушать куда ехать. Никто не будет посылать меня в заранее ошибочном направлении: под кирпич например. Или просить развернуться там, где запрещено. Кроме того, если вдруг затупишь и при просьбе направо поедешь на лево - это не считается ошибкой. Плюсов в карму не даст, но и не повод закончить экзамен. Главное - это действовать в рамках правил.

Что представляет из себя практический экзамен.
Все действие длится 45 минут. В начале утрясаются формальности, потом несколько теоретических вопросов и дальше езда по городу. Площадки, как в России, нет, но и ездить приходится дольше - около 25 минут. Во время езды просят выполнить несколько обязательных вещей: разворот, два вида парковки, экстренное торможение. Обязательно будет выезд на автобан (если он достаточно близком, а у меня он был в прямом доступе).
У меня все это выглядело так: я села в машину, поздоровалась с инструктором, познакомилась с экзаменатором, настроила сидение с прибамбасами. А потом мне просто сказали - поехали!
Ехали в той же машине, в которой я училась, рядом сидел мой инструктор, так что все было практически ровно так как на уроке. Но мне все равно было очень нервно. Естественно накануне я не выспалась и подхватила простуду. Но и сам факт, что вот сейчас я могу совершить Ту Самую Роковую Ошибку и подписать себя на еще одну сдачу (200 евро на минуточку) как-то не давали расслабиться. При этом маршрут был довольно простой и меня действительно никто не пытался подловить. Все обязательные элементы тоже присутствовали, куда ж без них. Аварийно торможу я шикарно, прямо тапочкой в пол :D

Итого. Я сдала. Права получила прямо в машине (экзаменатор подписывает дату экзамена и выдает их сразу же. Вы даже не представляете как у меня сердце колотилось).
Времени на обучение от и до потратила больше полугода. Можно был быстрее, но тогда надо было отменять переезд, отпуска, ребенковые каникулы и подготовку к школе. В общем жизнь была насыщенной, временами даже слишком :D А так получилось дольше, но вышло ж в конце концов? Как бонус знатно прокачала немецкий по автомобильной тематике )))